- I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные УУД
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные УУД
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Раздел «Человек и природа».
Второклассник научится:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; дикорастущие и культурные растения; деревья, кустарники, травы; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы, объекты природы и предметы, созданные человеком, на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части реки;
- использовать приборы (компас) для определения основных сторон горизонта;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второклассник получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество».
Второклассник научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы, Санкт-Петербурга, родного края и некоторых других городов России; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, Санкт-Петербург, свой регион и его главный город, некоторые другие города России, страны мира;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Второклассник получит возможность научиться:
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
- Содержание учебного предмета
Основное содержание обучения в программе для 2 класса представлено разделами:
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
III. Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 2 класс.
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема |
Деятельность учащихся на уроке |
Примечание. |
||
Где мы живём (4ч) |
|
|||||
1 |
1 |
Родная страна |
Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Различать государственные символы России (герб, флаг, гимн). Отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран. Исполнять гимн РФ. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
2 |
1 |
Город и село |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село. Работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию, рассказывать о своём городе (селе) по плану. Работать в паре: сравнивать городской и сельский дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ. Рассказывать о своём доме по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: Распределять обязанности по выполнению проекта. Подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины. Собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования. Оформлять стенд, мультимедийную презентацию. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Ухаживать за памятниками. Помогать взрослым в благоустройстве. Проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей. Оценить свои достижения в реализации проекта. |
|
||
3-4 |
2 |
Природа и рукотворный мир Проверим себя. |
Понимать учебную у урока и стремиться её выполнить. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира. Работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. Приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради. Работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему. Обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
|
Природа (20 ч) |
|
||||
5 |
1 |
Неживая и живая природа. |
Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. Классифицировать объекты природы по существенным признакам. Различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию. Приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях. Работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ; обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
|
Раздел 2.Природа |
|
||||
6 |
1 |
Явления природы |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях. Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; определять сезон по характерным природным явлениям. Анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям. Рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. Практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
7 |
1 |
Что такое погода |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра. Приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.). Работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану. Cопоставлять научные и народные предсказания погоды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи. |
|
||
8 |
1 |
В гости к осени. Экскурсия |
Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить. Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними. Определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе). Оценивать результаты своих достижений на экскурсии. |
|
||
9 |
1 |
В гости к осени. Живая природа |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; выступать с сообщениями по изученному материалу. Рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений). Сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фото-рассказ или серию рисунков на тему «Красота осени». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
10 |
1 |
Звёздное небо |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить на рисунке знакомые созвездия; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями. Работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
11 |
1 |
В кладовых Земли |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды. Различать горные породы и минералы. Работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них. Читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана «Моя коллекция». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
12 |
1 |
Про воду и про воздух |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека. Работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека. Наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности. Работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описывать свои впечатления; готовить фото-рассказы о красоте неба и воды. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
13 |
1 |
Про воду и про воздух |
||||
14 |
1 |
Какие бывают растения |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Устанавливать по схеме различия между группами растений. Работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку. Приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Определять растения с помощью атласа-определителя. Оценивать эстетическое воздействие растений на человека. Работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
15 |
1 |
Какие бывают животные |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки. Работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями. Сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
16 |
1 |
Невидимые нити |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными. Работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
17 |
1 |
Дикорастущие и культурные растения |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. Работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений, классифицировать культурные растения по определённым признакам. Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне». Сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущих и культурных растениях (по своему выбору). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
18 |
1 |
Дикие и домашние животные |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. Работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений, классифицировать культурные растения по определённым признакам. Находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне». Сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущих и культурных растениях (по своему выбору). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
19 |
1 |
Комнатные растения |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. Работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. Находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы». Сочинять и рассказывать сказочную историю о диких и домашних животных (по своему выбору). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
20 |
Живой уголок |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними. Работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения. Рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы. Практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкцией, характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|||
21 |
1 |
Про кошек и собак |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрацией учебника и атласом-определителем. Приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять о необходимости ответственного отношения к животным в доме. Работать в группе: использовать текст учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца), извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
22 |
1 |
Красная книга |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных. Работать в группе: читать текст учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге. Составлять общий план рассказа о редком растении и животном. Работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу. Подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
23-24 |
2 |
Будь природе другом. Оценим свои достижения |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил, предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. Читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -распределять обязанности по выполнению проекта; -извлекать информацию из различных источников; -готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); -составлять собственную Красную книгу; -презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; -оценивать свои достижения в выполнении проекта. Выполнять тестовые задания учебника. Оценивать правильность\неправильность предложенных ответов. Оценивать бережное или потребительское отношение к природе. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
||
|
Жизнь города и села (10) |
|
||||
25 |
1 |
Что такое экономика? |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану. Работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения. Читать предложенный текст, находить в нём ответы на вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников. Определять по фотографиям деньги разных стран. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
|
||
26 |
1 |
Из чего сделано? |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Классифицировать предметы по характеру его материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию. Работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
27 |
1 |
Как построить новый дом |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов. Работать в паре: сравнивать технологию возведения городского многоэтажного дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе). Читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
28 |
1 |
Какой бывает транспорт |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида). Узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызовы, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. Работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказы об истории различных видов транспорта. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
29 |
1 |
Культура и образование |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе. Извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников. Обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни. Работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них, с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
30 |
1 |
Профессии |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать. Работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях. Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни. Читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта ученики учатся: -распределять обязанности по подготовке проекта; -интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; -подбирать фотографии из семейных архивов; -составлять рассказы о профессиях своих родителей или других родственников, знакомых; -собирать материал в «Большую книгу профессий» -презентовать работы; -оценивать результаты выполнения проекта. |
|
||
31 |
1 |
В гости к зиме. Экскурсия |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Наблюдать над зимними погодными явлениями. Обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни. Исследовать пласт снега, чтобы понаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба». Распознавать осыпавшиеся на снег семена и плоды растений, следы животных. Наблюдать поведение зимующих птиц. Формулировать выводы по материалу экскурсии. Оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии. |
|
||
32-34 |
3 |
В гости к зиме. (Урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Контрольная работа себя. Презентация проектов «Родной город», «Красная книга», или «Возьмем под защиту», «Профессии» |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии и в предшествующие дни зимы. Работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними. Формулировать правила безопасного поведения на улице зимой. Обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне». Работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы», подкармливать зимующих птиц. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
Здоровье и безопасность (9ч) |
|
|||||
35 |
1 |
Строение тела человека. Проверим свои знания |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека. Определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека. Моделировать внутренне строение тела человека. Работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность \ неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
|
||
36 |
1 |
Если хочешь быть здоров. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника. Работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку. Формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными. Демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
37-38 |
2 |
Берегись автомобиля! Школа пешехода |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию. Выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу. Формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку. Оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
39 |
1 |
Домашние опасности |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
40 |
1 |
Пожар! |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь). Запомнить правила предупреждения пожара. Моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС. Работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне». Работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
41 |
1 |
На воде и в лесу |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу, запомнить правила поведения во время купания. Работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию. Находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы». Определять с помощью атласа - определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
42 |
1 |
Опасные незнакомцы |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами. Моделировать звонок по телефону (обычному или мобильному) в милицию и МЧС. Работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуации «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр. Работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
43 |
1 |
Проверим себя |
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность \ неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
||
|
Общение (7ч) |
|
||||
44 |
1 |
Наша дружная семья |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях. Формулировать понятие «культура общения». Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи. Моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
45 |
1 |
Проект «Родословная» |
В ходе выполнения проекта дети формируют умения: -интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; -оценивать свои достижения. |
|||
46 |
1 |
В школе |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её. Оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Моделировать различные ситуации общения на уроке и перемене. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
47 |
1 |
Правила вежливости |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной. Моделировать ситуации общения в различных ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
48 |
1 |
Ты и твои друзья |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; моделировать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
49 |
1 |
Мы - зрители и пассажиры |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая. Обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
50 |
1 |
Проверим себя и оценим свои достижения |
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность\неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
||
|
Путешествия (18 ч) |
|
||||
51 |
1 |
Посмотри вокруг |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта. Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме. Работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта. Анализировать текст учебника, на его основе объяснять различие внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
52 |
1 |
Ориентирование на местности |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе). Практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу. Знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
53-54 |
2 |
Форма земной поверхности |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края; описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н.И. Сладкова, личных впечатлений). Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
55 |
1 |
Водные богатства Проверим себя |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию. Работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края. Обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И. Сладкова; моря на человека (по рассказу К.Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям). Работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность \ неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
||
56 |
1 |
В гости к весне (Экскурсия) |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
57 |
1 |
В гости к весне (урок). Живая природа |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края. Работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради «Мой научный дневник», составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
58 |
1 |
Россия на карте |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать изображение России на глобусе и карте. Работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
59 |
1 |
Проект «Города России» |
В ходе выполнения проекта дети учатся: -распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); -презентовать свой проект; -оценивать достижения свои и товарищей; -оформлять стенд «Города России». |
|||
6 0-61 |
2 |
Путешествие по Москве Московский Кремль Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить в нём достопримечательности столицы. Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов. Работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России. Работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательности Кремля и готовить сообщения по предложенному плану. Читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинках А. Васнецова; рассказывать о Красной площади по своим впечатлениям или по фотографиям в учебнике и рабочей тетради; описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
62 |
1 |
Город на Неве |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить в нём достопримечательности города. Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета; читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
63 |
1 |
Путешествие по планете |
Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
64 |
1 |
Путешествие по материкам |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить материки на карте мира. Работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ним перед классом; предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
65 |
1 |
Страны мира Проект «Страны мира» |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран. Работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -распределять обязанности по выполнению проекта; -готовить сообщения (индивидуальные, в парах, группах) о выбранных странах; -подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); -презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; -оценивать свои достижения в выполнении проекта. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку. Читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу. Приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям. Работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||
66 |
1 |
Впереди лето |
Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность\неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|||
67 |
1 |
Проверим себя. Оценим свои достижения |
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
||
68 |
1 |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Итоговое занятие. Задание на лето |
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки. Работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Составлять план работы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
||