- I. Планируемые результаты по предмету
«Музыка» к концу 1-го года обучения
Предметные результаты.
Выпускник научится:
- распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений;
- определять эмоциональный характер музыки и ее образное содержание;
- выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
Формирование личностных УУД.
У учащихся будет сформировано:
- положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
- внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
- эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Метапредметные
Формирование регулятивных УУД.
Учащиеся научатся:
- выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
- вносить коррективы в свою работу;
- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
- оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать цель выполняемых действий;
- адекватно оценивать правильность выполнения задания;
- анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
- решать творческую задачу, используя известные средства;
- использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
- участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Формирование познавательных УУД.
Учащиеся научатся:
- «читать» условные знаки, данные в учебнике;
- находить нужную информацию в словарях учебника;
- различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
- сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- читать нотные знаки;
- сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
- характеризовать персонажей музыкальных произведений;
- группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Формирование коммуникативных УУД.
Учащиеся научатся:
- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
- отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
- выслушивать друг друга, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выражать эмоциональное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
- высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные
Учащиеся научатся:
- основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
- рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
- владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
- различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
- использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
- воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
- выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
- пользоваться вместе с взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
Система оценки планируемых результатов.
Форма организации занятий – урок.
Методы обучения, используемые на уроках музыки:
- словесные (беседа, сообщение),
- наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
- практические,
- метод проблемного обучения,
- методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
- методы самоконтроля.
- II. Содержание учебного предмета «Музыка» 1 класс (33 ч)
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка вокруг нас (16 ч.) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительносгь в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыка и ты (17 ч.) Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Учебно – тематический план
1 класс (33 ч.) |
|
1. Музыка вокруг нас |
16 ч. |
2. Музыка и ты |
17 ч. |
Итого |
33 ч. |