окружающий мир

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа №4

Яшкинского муниципального района»

 

 

                            принято                                                     УТВЕРЖДАЮ

                           педсовет протокол                                    Директор школы

                           №1 от 31.08.2016г.                                     __________ / Агеева А.Б.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

«Окружающий мир»

для 3 - 4 классов

 

Составители:

учителя начальных классов

МБОУ  ООШ №4 Яшкинского 

 муниципального района                                                                                         

 Салямова Н.С.  

 Кунгурова Л.А.                                    

                                                     

                                              2016-2017 учебный год

Содержание

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

2.Содержание программы учебного предмета

3.Тематическое планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

 

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1)   формирование основ российской гражданской идентичности,  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,  осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование ценностей многонационального российского общества;  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,  культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать  (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения программы с учетом специфики содержания предметной области:

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Выпускник получит возможность научиться:

Человек и природа

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

3-4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию:делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлятьинформацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

-  замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка.

  1. Содержание учебного предмета

3 класс- 68 часов

 

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

 Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.  Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

  Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

 Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (11 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

 Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

 Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

 Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

 Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

 Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме.         

 Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.   Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.  Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

 Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

  Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч)

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

 Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

 Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

 История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (6ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

 Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

  «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

  Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

  Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (5 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

 Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.  Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

 Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

 Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

  Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (6ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

 Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

 Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.  Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

 Что такое демократия? Представления об избирательной системе.   Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

  Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

 Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

 

4 класс – 68 часов

 

 «Человек и природа» (32 ч)

Как работает организм человека (16 ч) Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (11 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат.

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство  кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение пройденного материала – 5 ч.

 «Человек и человечество» (36 ч)

Человек и его внутренний мир (5 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек в мире людей (6 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Человек и прошлое человечества (10 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (4 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение(7 ч)

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас! Решение жизненных задач. Защита проекта «Человек и человечество».

  1. Тематическое планирование

3класс – 68 часов

 «Обитатели Земли»  – 34 часа

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

 

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ -4

1

Тела и вещества

1

Приводить примеры веществ .

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы .

2

Из чего состоит вещество

1

3

Что такое энергия

1

Приведение примеров движения под действием энергии .

4

Превращение энергии

1

 

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ -6

5

Где обитают живые организмы

1

Характеризовать место обитания живых организмов.

6

Большой круговорот веществ

1

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого .

7

Живые участники круговорота веществ

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений .

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей .

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей .

8

Обмен веществ в организме

1

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами .

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца

1

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов.

10

Контрольная работа по теме   « Оболочка планеты , охваченная жизнью»

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - 11

11

Жизнь экосистемы

1

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы.

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы .

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме .

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы .

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы .

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества .

Извлекать необходимую информацию из учебника об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.

12-13

Почва – важнейшая часть экосистемы

2

14

Экосистема озера

1

15

Экосистема болота

1

16

Экосистема луга

1

17

Лесные производители

1

18-19

Потребители и разрушители экосистемы леса

2

20

Экосистема поля

1

21

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

1

 

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ- 13

22

Растения - производители

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни .

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Определять части цветкового растения. Приводитьпримеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия .

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия .

Извлекать  необходимую информацию из учебника  о растениях .

23

Животные маленькие и большие

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных .

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей .

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей .

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных .

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, карт о животных  и обсуждать полученные сведения .

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными .

24

Маленькие рыцари

1

25

Первый шаг из моря на сушу

1

26

На суше – как дома

1

27

Пернатые изобретатели

1

28

Наши братья

1

29

Осторожно: животные

1

30

Прирождённые разрушители

1

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей .

Различать  и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) .

31

Экскурсия в краеведческий музей

1

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Приведениедоводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы

Оценивать влияние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы .

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы .

Характеризовать работу людей по сохранению природы .

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в природу  (ознакомление с природой родного края) .

32

Экскурсия в лес, луг, озеро

1

33

Как нам жить в дружбе с природой

1

34

Контрольная работа по теме:Живые участники круговорота веществ.

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

       

 «Моё Отечество» – 34 часа

№ п/п

Тема

Кол- во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение. Отправляемся в путешествие

1

 
 

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА- 4

2

Живая связь времён

1

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе  представителей разных поколений.

Объяснять личное значение  понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» .

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) ; соотносить годы с конкретными веками .

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций учебника. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края .

3

Как считать время

1

4

С чего начинается Родина

1

5

Память о прошлом

1

 

 

 

 

Времена Древней Руси

6

 

6-7

Как на Руси появилось государство

2

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы исторических событий) ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры .

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам.

Изготавливать модели, рисунки  самостоятельно выбранных историческихявлений и памятников и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом  .

Создавать иллюстрированный ряд в виде текстов, фотографий , на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции, свои чувства и личные впечатления от увиденного .

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры .

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения. 

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края  из текста, иллюстраций, учебника, Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей стран, обсудить и договориться об общем ответе, представить его .

Обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и родного края, народов России, всей страны .

8

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

1

9

За землю Русскую!

1

10

«Слово о погибели Русской земли»

1

11

От Древней Руси к единой России

1

 

Времена Московскогогосударства

5

12

Земля и люди Московского государства

1

13

Москва златоглавая

1

14

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

1

15-16

Повторение и контрольная работа № 2 по теме «Времена Древней Руси и московского государства»

2

 

Времена Российской империи

5

17

Пётр Великий

1

18

Власть и народ в Российской империи

1

19

Как Россия у Европы «училась»

1

20

«Гроза двенадцатого года»

1

21

Император-освободитель

1

 

Времена Советской России и СССР

6

22-23

Россия в огне

2

24

«К светлому будущему»

1

25

«Вставай, страна огромная»

1

26

«Через тернии к звездам»

Повторение и контрольная работа « Времена Росcийской империи , CоветскойРосcии»

2

 

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ -8

27

Я – гражданин России

1

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан .

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран . Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) .

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона ; а также предлагать объяснения их символического смысла.

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России. Участвовать в коллективном исполнении гимна России .

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания .Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения.

Практическая работа

Изготовить  элемент, национального костюма, народного обряда и т.д. 

Подготовить иллюстрированный ряд  народов России.  Активно знакомиться с материалами о народах России, представленными другими школьниками .

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Описывать свои эмоции , чувства и личные впечатления , от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) . Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны .

28

Власть народа

1

29

Кто в государстве самый главный

1

30

Народы России

1

31

Наш общий дом

1

32

Как нам жить?

1

33-34

Повторение и контрольная работа № 4 по теме 

« Современная Россия»

2

Применение полученных знаний и умений .

Контрольных работ- 4

Экскурсия – 2

             

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  4 класс-  68 часов

№п/п

Название  раздела, темы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

 

 «Человек и природа»

32 ч

 
 

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

16 ч

Характеризовать основные функции  и особенности строения  систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ (сколько времени, на что отведено).

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Участие в диспуте, посвященном  выбору  оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

1

Как устроен организм человека

1

2

Кожа – «пограничник» организма

1

3

Как человек двигается. Опорно-двигательная система

1

4

Путешествие бутерброда. Органы пищеварения

1

5

Как удаляются ненужные вещества

1

6

Для чего и как мы дышим

1

7

Волшебная восьмёрка. Органы кровообращения

1

8

Что такое кровь

1

9

Почему наш организм работает слаженно

1

10

Окна в окружающий мир. Органы зрения

1

11

Многогранный мир чувств. Органы чувств

1

12

Родители и дети. Размножение – свойство живых организмов

1

13

Отчего мы иногда болеем. Защитные силы организма

1

14

Наши предки – древесные жители. Предки человека

1

15

На заре человечества. Появление человека разумного

1

16

Контрольная работа №1

1

 

РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА

11 ч

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства

Характеризовать  способы повышения продукции в  растениеводстве и животноводстве.

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

17

Рукотворная жизнь. Выращивание культурных растений и домашних животных. Экскурсия

1

18

На службе у человека. Сельское хозяйство

1

19

Покорение силы. Изобретения человека

1

20

Как человек использует свойства воды

1

21

Как человек использует свойства воды

1

22

Как человек использует свойства воздуха

1

23

Горные породы и минералы

1

24

Металлы

1

25

Приручение огня

1

26

Как нам жить? (Экологическое хозяйство – будущее человечества)

1

27

Контрольная работа №2

1

 

Повторение

5 ч

Приведениедоводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей

людей от природы.

Оценивать влияние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы.

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы.

Обсуждать в группах и составлять рассказ  об экскурсии в  (ознакомление с природой родного края)

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

28

Повторение. Человек – часть природы.

1

29

Повторение. Зависимость жизни человека от природы 

1

30

Повторение. Человек – часть природы.

1

31

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Экскурсия

1

32

Итоговый урок по разделу «Человек и природа»

1

 

 «Человек и человечество»

36

 
 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

5 ч

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем .

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека.

33

Кого можно назвать человеком? (Отличие человека от живых существ)

1

34

Посмотри в своё «зеркало» (Основные качества личности)

1

35

Как понять, что творится у друга на душе? (Эмоции)

1

36

Переживания, испытанные временем (Чувства)

1

37

Как узнать человека? (Характер)

1

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ

6 ч

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д.. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о младших, о людях, нуждающихся в помощи (престарелых, больных, беременных), о своём доме, друзьях, улице, школе, городе/селе, о своей стране.

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

38

Что такое общество?

1

39

Как жить в мире людей? (Правила поведения людей в обществе)

1

40

Моё общество (Круг общения и социальные группы)

1

41

Права человека

1

42

Повторение. Культура общения

1

43

Контрольная работа №3

1

 

ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

10 ч

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий ; а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры .

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам .

44

Первобытный мир

1

45

Первобытный мир

1

46

Древний мир

1

47

Древний мир

1

48

Средние века

1

49

Средние века

1

50

Новое время

1

51

Новейшее время

1

52

Новейшее время

1

53

Короли, президенты и граждане (Многообразие государств  планеты)

1

 

ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4 ч

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания.. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом . 

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

54

Расы и народы

1

55-56

Кто во что верит (Религии мира.Свобода совести)

2

57

Пути духовных исканий

1

 

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4 ч

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения .

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества.

58

Мировое сообщество государств

1

59

Что человечество ценит больше всего? (Моральные ценности человечества)

1

60

Как нам жить? (Глобальные проблемы человечества)

1

61

Повторение. Человек – создатель и носитель культуры Экскурсия

1

 

ОБОБЩАЮЩЕЕ  ПОВТОРЕНИЕ

7 ч

Практическая работа

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребёнка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать  правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни.

62

Повторение. Человек – член общества.

1

63

Контрольная работа №4

1

64

Учимся решать жизненные задачи

1

65

Работа над проектом человек  и человечество

1

66

Защита проектов

1

67

Защита проектов

1

68

Итоговый урок по разделу «Человек и человечество»

1

 

      - контрольных работ – 4

      - экскурсий -3

 

 

Мы в ВК 1536x768

 Pril 1

Сообщи где торгуют смертью баннер

Телефон доверия по Сообщи

 

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!