Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Основная общеобразовательная школа №4
Яшкинского муниципального района»
принято УТВЕРЖДАЮ
педсовет протокол Директор школы
№1 от 31.08.2016г. _________ / Агеева А.Б.
Рабочая программа
«Русский язык»»
для 3- 4 классов
Составители:
учителя начальных классов
МБОУ ООШ №4 Яшкинского
муниципального района
Салямова Н.С.
Кунгурова Л.А.
2016-2017учебный год
Содержание
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
2.Содержание учебного предмета
3.Тематическое планирование
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностными результатамиизучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Метапредметными результатамиизучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология..
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3-й класс
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;
4-й класс
Предметными результатамиизучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- Содержание учебного предмета
РЕЧЬ
Язык и речь. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение). Виды речи (устная и письменная, диалогическая и монологическая). Тексты устные и письменные.
Функционально-смысловые разновидности текста (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Речевая ситуация и ее компоненты. Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Полилог. Свободная беседа, обсуждение, дискуссия.
Адекватное понимание устной и письменной речи в соответствии с условиями и целями общения.
Овладение различными видами чтения.
Создание устных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения.
Создание письменных текстов разных стилей и жанров.
Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу и функциональной разновидности языка.
Информационная переработка текста.
Овладение национально-культурными нормами речевого/неречевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
ЯЗЫК
Общие сведения о языке.
Русский язык ― национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык ― язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика и орфоэпия
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения и ударения.
Графика
Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Соотношение звука и буквы.
Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Понятие об этимологии.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные ― нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Способы передачи чужой речи.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность).
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Варианты норм.
Оценка правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
3-й класс170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч) Повторение. (10ч) Слово. (115 ч)
- Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке
приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: под- бор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
- Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
- Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
- Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-,-еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не сглаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после чв глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (19 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкция- ми с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
4-й класс 170 ч (5 ч в неделю)
Повторение. (17 ч)
Предложение. Текст. (35ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
- Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-тьсяв глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
- Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса
(длина – длинный, сон – сонный).
- Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
- Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (17 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
- Тематическое планирование
3-й класс170 ч (5 часов в неделю)
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1 |
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» |
1 |
Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. |
Повторение |
10ч. |
||
2 |
Что мы знаем о тексте |
1 |
|
3 |
Что мы знаем о слове , тексте |
1 |
|
4 |
Что мы знаем о слове, предложении, тексте |
1 |
|
5 |
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами |
1 |
|
6 |
Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. Контрольное списывание № 1 |
1 |
|
7 |
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. Работа над ошибками |
1 |
|
8 |
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Словарный диктант № 1 |
1 |
|
9-10 |
Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита |
2 |
|
11 |
Входящий контрольный диктант по теме «Изученные орфограммы» |
1 |
|
Слово |
115ч |
||
|
Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. |
||
12 |
Повторение понятий корень слова, однокоренные слова. Понятие о чередовании согласных звуков в корне слова |
1 |
|
13 |
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне |
1 |
|
14 |
Развитие речи. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений |
1 |
|
15 |
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова |
1 |
|
16 |
Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму |
1 |
|
17 |
Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму |
1 |
|
18 |
Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове» |
1 |
Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. |
19 |
Понятие об удвоенных буквах согласных Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
20 |
Понятие об удвоенных согласных буквах |
1 |
|
21 |
Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. |
1 |
|
22 |
Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне Развитие речи .Творческая работа |
1 |
|
23 |
Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова» |
1 |
|
24 |
Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне |
1 |
|
25 |
Правило написания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова |
1 |
|
26 |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
1 |
|
27 |
Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука |
1 |
|
28 |
Формулирование обобщенного правила «Правописание проверяемых согласных в корне слова» |
1 |
|
29 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Творческая работа |
1 |
|
30 |
Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» |
1 |
|
31 |
Контрольный диктант «Непроизносимые согласные в корне слова» |
1 |
Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). |
32 |
Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
33 |
Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне |
1 |
|
34 |
Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные |
1 |
|
35-36 |
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. |
1 |
|
37 |
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне |
1 |
|
38 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по опорным словам |
1 |
|
39-40 |
Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа № 4 по теме « Безударные гласные в корне» |
1 |
|
41 |
Знакомство с понятием «Сложные слова» |
1 |
Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). |
42 |
Соединительные гласные ои е в сложных словах |
1 |
|
43 |
Образование сложных слов. Словарный диктант № 2 |
1 |
|
44 |
Сложные слова -имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей |
1 |
|
45 |
Употребление в речи и правописание сложных слов. Развитие речи. Свободный диктант № 1 |
1 |
|
46 |
Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова и их написание» |
1 |
|
47 |
Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
48 |
Приставка, ее роль в слове (повторение) Развитие умения находить в словах приставки |
1 |
|
49 |
Правописание безударных гласных в приставках |
1 |
|
50 |
Правописание безударных гласных в приставках |
11 |
|
51 |
Приставки ПРО- ПРА-,ПО-, ПА- |
1 |
|
52 |
Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? |
1 |
|
53 |
Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня |
1 |
|
54 |
Звук [й]и его обозначение на письме. Правописание слов с разделительными ЪИЬ |
1 |
|
55 |
Правописание слов с разделительными ЪИЬ.Контрольное списывание № 2 |
1 |
|
56 |
Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ И Ь |
1 |
|
57 |
Контрольный диктант по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь» |
1 |
|
58 |
Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Раздели- тельные ъ и ь» |
1 |
|
59 |
Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
60 |
Понятие об окончании и основе слова |
1 |
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определён- ной последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. |
61 |
Развитие умения находить в слове окончание |
1 |
|
62 |
Как найти в слове основу? |
1 |
|
63 |
Развитие умения находить в слове окончание и основу |
1 |
|
64 |
Суффикс и его роль в слове |
1 |
|
65 |
Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
66 |
Административный контрольный диктант по теме « Части слова» |
1 |
|
67 |
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу |
1 |
|
68-69 |
Упражнения в разборе слов по составу. Словарный диктант №3. Проверочная работа № 7 по теме « Разбор слова по составу» |
2 |
|
70 |
Части речи в русском языке |
1 |
|
71 |
Определение имени существительного |
1 |
|
72 |
Роль имен существительных в речи |
1 |
|
73 |
Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных |
1 |
|
74 |
Имена существительные в речи |
1 |
|
75 |
Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных |
1 |
|
76 |
Род имен существительных |
1 |
|
77 |
Род – постоянный признак имен существительных |
1 |
|
78 |
Окончания имен существительных мужского, среднего и женского рода |
1 |
|
79 |
Изменение имен существительных по числам |
1 |
|
80 |
Образование множественного Числа имен существительных. |
1 |
|
81 |
Окончание имен существительных в единственном и множественном числе |
1 |
|
82 |
Разбор имени существительного как части речи |
1 |
|
83 |
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением |
1 |
|
84 |
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке |
1 |
|
85 |
Образование имен существительных от основ существительных и глаголов |
1 |
|
86 |
Развитие речи. Сочинение сказки по серии картинок с использование имен существительных с разными суффиксами |
1 |
Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее по- дробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием место- имений (сочинение «О себе»). Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. Различать текст-повествование и текст-описание. Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. |
87 |
Разбор имен существительных по составу |
1 |
|
88 |
Обучающее изложение «Мурлыка» |
1 |
|
89 |
Употребление имён существительных в речи |
1 |
|
90 |
Проверочная работа № 8 по теме «Имя существительное как часть речи» |
1 |
|
91 |
Понятие о местоимении. Личные местоимения |
1 |
|
92 |
Местоимения 1,2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями |
1 |
|
93 |
Разбор местоимения как части речи |
1 |
|
94 |
Закрепление знаний о местоимений. Разбор местоимения как часть речи. |
1 |
|
95 |
Роль личных местоимений в речи Р/р Обучающее сочинение «О себе» |
1 |
|
96 |
Закрепление знаний о местоимении. Роль личных местоимений в речи |
1 |
|
97 |
Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи» |
1 |
|
98 |
Определение имени прилагательного |
1 |
|
99 |
Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными |
1 |
|
100 |
Роль имен прилагательных в речи |
1 |
|
101 |
Разбор имени прилагательного как части речи |
1 |
|
102 |
Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе |
1 |
|
103 |
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных |
1 |
|
104 |
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство антонимами |
1 |
|
105 |
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами |
1 |
|
106 |
Словообразование имен прилагательных |
1 |
|
107 |
Разбор имен прилагательных по составу |
1 |
|
108 |
Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи» |
1 |
|
109 |
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное» |
1 |
Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную(неопределенную) форму глагола и преобразовывать и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс – л- в форме прошедшего времени глагола. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического уда- рения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в слово- сочетании с помощью вопросов. |
110 |
Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
111 |
Определение глагола как части речи |
1 |
|
112 |
Изменение глагола по временам |
1 |
|
113 |
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам |
1 |
|
114 |
Изменение глаголов по числам. Контрольное списывание № 3 |
1 |
|
115 |
Употребление частицы не с глаголами. Правило написания частицы не с глаголами |
1 |
|
116 |
Развитие умения писать частицу не с глаголами Развитие речи. Свободный диктант |
1 |
|
117 |
Понятие о неопределенной форме глагола |
1 |
|
118 |
Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы |
1 |
|
119 |
Образование форм времени от неопределенной формы глагола |
1 |
|
120 |
Разбор глагола как части речи |
1 |
|
121 |
Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголом» |
1 |
|
122 |
Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол» |
1 |
|
123 |
Развитие речи. Контрольное изложение |
1 |
|
124 |
Понятие о наречии как части речи |
1 |
|
125 |
Понятие о наречии как части речи |
1 |
|
126 |
Упражнение в нахождении наречий среди других частей речи |
1 |
|
Предложение |
25 |
||
127 |
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
|
128 |
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение |
1 |
|
129 |
Восклицательные и невосклицательные предложения |
1 |
|
130 |
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое |
1 |
|
131 |
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое |
1 |
|
132 |
Понятие о второстепенных членах предложения |
1 |
|
133 |
Составление схем предложения и предложений по схемам |
1 |
|
134 |
Предложения распространенные и не распространенные |
1 |
|
135 |
Разбор предложений. Контрольный словарный диктант №4 |
1 |
Разделять непунктированный текст на предложения. Совместо обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. |
136 |
Однородные подлежащие и сказуемые |
1 |
|
137 |
Упражнение в нахождении однородных членов предложений и их графическом обозначении |
1 |
|
138 |
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами |
1 |
|
139 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
1 |
|
140 |
Главные и второстепенные однородные члены предложения Определение однородных членов предложения |
1 |
|
141 |
Запятая в предложениях с однородными членами |
1 |
|
142 |
Повторение изученного. Развитие речи. Свободный диктант |
1 |
|
143 |
Понятие о простом и сложном предложении |
1 |
|
144 |
Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения |
1 |
|
145 |
Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые ставить в них запятые |
1 |
|
146 |
Запятая в простом предложении с однородными членами |
1 |
|
147 |
Разбор простого и сложного предложений |
1 |
|
148 |
Развитие речи. Свободный диктант |
1 |
|
149 |
Проверочная работа № 12 по теме «Предложение» |
1 |
|
150 |
Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
Повторение |
19 |
||
151 |
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи |
1 |
|
152 |
Повторение знаний о предложении |
||
153 |
Повторение знаний о предложении |
1 |
|
154 |
Повторение знаний о предложении |
1 |
|
155 |
Повторение знаний о тексте |
1 |
|
156 |
Повторение знаний о тексте |
1 |
Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. |
157 |
Повторение знаний о тексте Контрольный словарный диктант №5 |
1 |
|
158 |
Повторение знаний о частях речи |
1 |
|
159 |
Повторение знаний о частях речи |
1 |
|
160 |
Повторение знаний о частях речи |
1 |
|
161 |
Повторение знаний о частях речи |
1 |
|
162 |
Контрольное списывание № 4 |
1 |
|
163 |
Повторение изученных орфограмм и состава слова |
1 |
|
164 |
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами |
1 |
|
165 |
Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение |
1 |
|
166 |
Итоговый контрольный тест |
1 |
|
167 |
Повторение изученных орфограмм и состава слова |
1 |
|
168 |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
|
169 |
Анализ ошибок и коррекция знаний |
1 |
|
170 |
Урок - КВН |
1 |
- проверочных работ-12
- контрольных диктантов – 7
-контрольные списывания- 4
-написание творческих работ-3
- РР обучающих сочинений – 3
- РР обучающих изложений – 2
- свободных диктантов – 4
- словарных диктантов-5
-итоговый контрольный тест-1
4-й класс170 ч (5 часов в неделю)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
Повторение |
17ч |
Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограмма- ми, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. |
|
1 |
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке |
1 |
|
2 |
Контрольное списывание №1 |
1 |
|
3 |
Повторение фонетики и графики |
1 |
|
4 |
Повторение фонетики. Слог и ударение |
1 |
|
5 |
Что такое графика |
1 |
|
6 |
Фонетический разбор слова |
1 |
|
7 |
Повторение орфографии |
1 |
|
8 |
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения |
1 |
|
9 |
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания |
1 |
|
10 |
Повторение состава слова |
1 |
|
11 |
Повторение изученного о частях слова |
1 |
|
12 |
Повторение изученного по синтаксису |
1 |
|
13 |
РРОбучающее изложение «Золотой рубль» |
1 |
|
14 |
РРОбучающее изложение «Золотой рубль» |
1 |
|
15 |
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» |
1 |
|
16 |
Входящий контроль. Контрольный диктант №1 |
1 |
|
17 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в диктанте) |
1 |
|
Предложение. Текст |
35 ч |
||
Простое предложение. Предложения с однородными членами |
13 ч |
Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов).Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с пря- мой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием |
|
18 |
Как отличить простое предложение от сложного |
1 |
|
19 |
Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и |
1 |
|
20 |
Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но |
1 |
|
21 |
Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» |
1 |
|
22 |
Р/р Обучающее изложение «Что я люблю» |
1 |
|
23 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
1 |
|
24 |
Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» |
1 |
|
25 |
Р/р Обучающее сочинение «Что я люблю» |
1 |
|
26 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами |
1 |
|
27 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 |
1 |
|
28 |
Развитие пунктуационных умений |
1 |
|
29 |
Контрольный диктант № 2 |
1 |
|
30 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения |
1 |
|
Сложные предложения с союзами и, а, но |
11ч |
||
31 |
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью |
1 |
|
32 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но |
1 |
|
33 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но |
1 |
|
34 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но |
1 |
|
35 |
Р/р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант |
1 |
|
36 |
Запятая в сложном предложении |
1 |
|
37 |
Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» |
1 |
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
38 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 |
1 |
|
39 |
Обобщение, подготовка к диктанту |
1 |
|
40 |
Контрольный диктант № 3 |
1 |
|
41 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант
|
1 |
|
Предложения с прямой речью |
11ч |
||
42 |
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью |
1 |
|
43 |
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора |
1 |
|
44 |
Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора |
1 |
|
45 |
Р/р Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью |
1 |
|
46 |
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью |
1 |
|
47 |
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью |
1 |
|
48 |
Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» |
1 |
|
49 |
Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» |
1 |
|
50 |
Развитие пунктуационных умений |
1 |
|
51 |
Контрольный диктант № 4 |
1 |
|
52 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками в изложении и диктанте) |
1 |
|
Имя существительное
|
45ч |
Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме бударных гласных звуков. |
|
Что мы уже знаем об имени существительном |
5ч |
||
53 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
|
54 |
Постоянные и непостоянные признаки имён существительных |
1 |
|
55 |
Роль имён существительных в предложении, в речи |
1 |
|
56 |
Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» |
1 |
|
57 |
Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы |
1 |
|
Изменение имён существительных по падежам |
12ч |
||
58 |
Наблюдение за словоизменением имён существительных |
1 |
|
59 |
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы |
1 |
|
60 |
Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе |
1 |
|
61 |
Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе |
1 |
|
62 |
Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе |
1 |
|
63 |
Именительный и винительный падежи |
1 |
|
64 |
Родительный падеж |
1 |
|
65 |
Дательный падеж |
1 |
|
66 |
Творительный падеж |
1 |
|
67 |
Предложный падеж |
1 |
|
68 |
Обобщение знаний о падежах. Р/р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» |
1 |
|
69 |
Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3 |
1 |
|
Три склонения имён существительных
|
7ч |
||
70 |
Что такое склонение? Три склонения имён существительных |
1 |
|
71 |
Развитие умения определять склонение имён существительных |
1 |
|
|
|||
|
|||
72 |
Развитие умения определять склонение имён существительных |
1 |
|
73 |
Развитие умения определять склонение имён существительных. |
1 |
|
74 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
|
75 |
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления |
1 |
|
76 |
Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». |
1 |
|
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных |
8ч |
||
77 |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода |
1 |
|
78 |
Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания |
1 |
|
79 |
Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных». |
1 |
|
80 |
Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных». Упражнения на повторение |
1 |
|
81 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 |
1 |
|
82 |
Обобщение, подготовка к диктанту |
1 |
|
83 |
Административный контрольный диктант за I полугодие (контрольный диктант № 5 ) |
1 |
|
84 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных |
13ч |
||
85 |
Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных |
1 |
|
86 |
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму |
1 |
|
87 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. |
1 |
|
88 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант |
1 |
|
89 |
Р/р Обучающее изложение «Первая газета» |
1 |
|
90 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
91 |
Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка» |
1 |
|
92 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
93 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 |
1 |
|
94 |
Повторение, подготовка к диктанту |
1 |
|
95 |
Контрольный диктант № 6 |
1 |
|
96 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ |
1 |
|
97 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
Имя прилагательное |
20ч |
Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания.Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных(обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. |
|
Что мы уже знаем об имени прилагательном |
5ч |
||
98 |
Повествование и описание – два типа речи |
1 |
|
99 |
Роль имён прилагательных в речи |
1 |
|
100 |
Роль прилагательных-антонимов в речи |
1 |
|
101 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
|
102 |
Синтаксическая роль имени прилагательного |
1 |
|
Словоизменение имён прилагательных |
4ч |
||
103 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
1 |
|
104 |
Изменение имён прилагательных по падежам |
1 |
|
105 |
Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в слово сочетании |
1 |
|
106 |
Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в слово сочетании |
1 |
|
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных |
11ч |
||
107 |
Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных |
1 |
|
108 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант |
1 |
|
109 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания |
1 |
|
110 |
Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» |
1 |
|
111 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
112 |
Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» |
1 |
|
113 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 |
1 |
|
114 |
Повторение, подготовка к диктанту |
1 |
|
115 |
Контрольный диктант № 7 |
1 |
|
116 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ |
1 |
|
117 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
Глагол |
36ч |
Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). |
|
Что мы уже знаем о глаголе |
4ч |
||
118 |
Роль глаголов в предложении, в речи. |
1 |
|
119 |
Правописание глаголов с частицей не |
1 |
|
120 |
Значение и грамматические признаки глагола |
1 |
|
121 |
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе |
1 |
|
Словоизменение глаголов |
2ч |
||
122 |
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения |
|
|
123 |
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное |
|
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
17ч |
||
124 |
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное |
1 |
|
125 |
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму |
1 |
|
126 |
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола |
1 |
|
127 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями |
1 |
|
128 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями |
1 |
|
129 |
Р/р Обучающее сочинение по картинкам |
1 |
|
130 |
Разбор глагола как части речи |
1 |
|
131 |
Контрольный диктант № 8 |
1 |
|
132 |
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться |
1 |
|
133 |
Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом |
1 |
|
134 |
Развитие умения писать букву ь в глаголах 2 лица единственного числа. |
1 |
|
135 |
Развитие умения писать букву ь в глаголах 2 лица единственного числа. Контрольное списывание |
1 |
|
136 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями |
1 |
|
137 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями |
1 |
|
138 |
Р/р Обучающее изложение «Первые школы» |
1 |
|
139 |
Работа над ошибками в изложении |
1 |
|
140 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
Разбор глагола по составу |
13ч |
||
141 |
Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом |
1 |
|
142 |
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов |
1 |
|
143 |
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов |
1 |
|
144 |
Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени |
1 |
|
145 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении |
1 |
|
146 |
Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» |
1 |
|
147 |
Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста |
1 |
|
148 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 |
1 |
|
149 |
Развитие орфографических умений. |
1 |
|
150 |
Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант |
1 |
|
151 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту |
1 |
|
152 |
Контрольный диктант № 9 |
1 |
|
153 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
|
Повторение |
17ч |
Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному мате- риалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. |
|
154 |
Комплексное повторение материала, изученного в разделе «Слово» |
1 |
|
155 |
Комплексное повторение материала, изученного в разделе «Предложение» |
1 |
|
156 |
Комплексное повторение материала, изученного в разделе «Текст» |
1 |
|
157 |
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» |
1 |
|
158 |
Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» |
1 |
|
159 |
Работа над ошибками в изложении |
1 |
|
160 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
161 |
Комплексное повторение изученного материала. |
1 |
|
162 |
Комплексное повторение изученного материала. |
1 |
|
163 |
Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово» |
1 |
|
164 |
Работа над ошибками в сочинении |
1 |
|
165 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
166 |
Административный контрольный диктант за II полугодие (контрольный диктант № 10 ) |
1 |
|
167 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками) |
1 |
|
168 |
Развитие орфографических умений |
1 |
|
169 |
Комплексное повторение изученного материала. |
1 |
|
170 |
Комплексное повторение изученного материала. |
1 |
- административных контрольных диктантов – 3
- контрольных диктантов – 7 (с административными – 10)
- словарных диктантов – 2
- контрольных списываний – 2
- проверочных работ– 7
- РР обучающих изложений – 10
- РР обучающих сочинений – 12
- уроков развития речи (РР) – 3 (всего – 25)